Зато механизм старения известен. И, по убеждению Кампизи, его можно отключить.
«То, что на самом деле пугает большинство людей и меня, в том числе — это не смерть. Страшно наблюдать, например, за моей мамой, которая в ее 90 с лишним лет находится в сносной физической форме, — говорит ученый. — Но она постепенно утрачивает когнитивные функции и ходит уже совсем не так хорошо, как раньше. Однако большинство ее сверстников вообще передвигаются только в инвалидных колясках».
«Но мы находимся на пороге полного понимания причин старения и вскоре сможем вмешаться», — уверена Кампизи.
Человек все равно останется смертным, подчеркивает она. Таблетки от старости не продлевают максимальный срок жизни, как надеются многие. Они «лечат» не смерть, а именно старость. Точнее — обеспечивают комплексную терапию всех, как надеется исследователь, возрастных заболеваний.
У лабораторных мышей, которым давали сенолитики, средняя продолжительность жизни возросла, но максимальная не изменилась.
«В некотором смысле это означает, что мыши умирали здоровыми», — говорит Джудит Кампизи. То же она предлагает и людям: жить, сколько отпущено, но с гораздо меньшим риском развития болезни Альцгеймера или паралича после инсульта.
Таким образом, новый класс препаратов должен продлить здоровую жизнь, когда 90-летние будут выглядеть и чувствовать себя на все 50. «Я думаю, такая перспектива должна привлечь венчурных предпринимателей из Кремниевой долины», — говорит ученый.
Также Кампизи подчеркивает, что массовое внедрение таблеток от старости не приведет к обострению социальных проблем. Пожилые люди, даже здоровые и внешне молодые, не смогут заводить детей, а значит, здоровая старость не будет способствовать перенаселению Земли.
С нею согласна международная команда исследователей, которая пришла к выводу, что увеличение численности пожилого населения способствует снижению его общей численности. А это пойдет на пользу экологии и экономике.